Публицистика 15
Сигида Александр. Мракобесие
«мёртвой литературы»
агрессивно.
Оно
достаточно организованно,
чтобы открыто насаждать свои идеи,
пользуясь поддержкой со стороны
тоталитарных режимов, элит, деятелей
всех мастей, пропагандируют сфабрикованные
штампы – на грани примитива и пошлости…
«Свобода
слова», «свобода самовыражения» – вот
те ценности, на которые ориентируется
демократическое общество. Печально,
что в наше замечательное время «творческое
состояние» становится синонимом
ненормальности.
Парадоксально,
но «живая литература»
развивается при любых условиях. Рукописные
тексты существуют в таких количествах,
что давно можно говорить о «литературной
революции»; т.е. пора честно, и открыто
сказать, что своеобразный «книжный бум»
– удел оборотистых да ухватистых, а
настоящие таланты пребывают в состоянии
растерянности ожидания.
* *
*
А
вот еще парадокс: писатель без книг…
Ирина Гирлянова давным-давно заявила
о себе, как состоявшийся автор. А книг
– нет. Эпиграфом к рукописям служат
такие строки: «Поэзия заканчивается
тогда, когда осиянный божьей искрой
человек ищет как
издать, где издать, за что издать. Все
это мерзопакостно и пахнет торгашами
и прокисшим пивом».
Ирина
– по большему счету – права. Но от этого
не легче. Что делать конкретному автору,
у которого накопились горы рукописей?
Брать собственные вершины самостоятельно!?
Покорно ждать? Не знаю – не знаю. Мне
повезло – я прочел почти все написанные
рукописи.
Они
не оставят мне шанса,
Не
впишутся толком в стихи,
Слова
городского романса,
Влекомые из шелухи.
Горько…
История женщины, представленная в
стихах, позволяет автору говорить с той
силой откровенности и страсти, которая
близка каждому неравнодушному сердцу.
В
дремучий вечер никуда не деться.
В
разбитых снах ни ветра, ни огня.
Я
при себе оставлю только сердце.
Что
вы еще хотите от меня?
Поэт
одинок в этом… Создание собственного
мира – признак настоящего творца:
Расхристанны дороги до прогалин,
Вдаль
убегает лесополоса.
И
воздух чист, остер, великолепен
Как
благовест, воздетый в небеса.
В
этом мире витают высокие чувства, витают
высокие слова… Приход поэтической
весны сталкивается с холодом равнодушия.
Первоцвет никогда не увидит астру. Время
уходит. Если всем цветам создадут
тепличные условия.… Давайте помечтаем.
Я
не люблю зарезанные розы…
Погребально-поминальные
букеты. Никто не знает, по какому поводу
поминки, кого хоронят: Человека, душу,
стихи, любовь? Будем надеяться, что поэт
найдет в себе силы, расправит крылья,
поднимется над суетой, и мы сможем
услышать его голос. Хотя бы так:
Я
мертвой птицей буду каждой ночью
Распугивать пришедшие стихи.
* *
*
Поэзия
мертва,
Хотя
поэты живы.
– это
Геннадий Сусуев. Автор достаточно
известный, но, как мне думается,
по-настоящему непрочитанный. О чем эти
стихи? О жизни – во всех ее проявлениях
и предчувствиях. Вещество поэзии
рождается в живой атмосфере. Живущий
«под черным солнцем Мандельштама», поэт
находит литературно-исторические
сентенции и аллюзии в простейших, на
первый взгляд, вещах:
А
дождь идет слепой
По
пыльному перрону
Где
кашляют и По
Цитируют
вороны.
И
пусть «нам достались времена духовного
попкорна», автору близка эстетика
постмодернизма. Поэт, живущий в мире
искусства, видит красоту мира сквозь
призму художественных достижений.
Здесь
нет ни дальних и ни ближних,
Пылает
горн, гудят меха.
Я
не поэт, я – чернокнижник,
Влюбленный
в магию стиха.
Для
мрачных мыслей всегда можно найти повод.
Произведения рождаются благодаря,
а не вопреки.
Медную
солнца монету
Небо
застыло, подбросив:
Может
быть, выпадет лето?
Выпала
осень.
Слухи
о смерти литературы сильно преувеличены…
Произведения
живут в черновиках и рукописях.
Поверхностное прочтение чревато
предубежденностью и недоразумениями.
Авторский поиск – вещь замысловатая.
История
и литература – каждый раз – начинаются
с чистого листа. К достижениям можно
относиться по-разному: Их можно не
замечать, можно критиковать, а можно
(!?) отрицать... Иногда автору не достает
элементарной уверенности в себе. Слава
Богу, что существует текст
– Самостоятельная языковая единица,
благодаря которой лит. процесс не просто
существует, а – смеем утверждать –
развивается именно в области искусства.
Изобразительные средства, используемые
автором, опираются на мощный фундамент
мировой культуры. Геннадий Сусуев нашел
в себе силы, сумел донести свои произведения
до читателя. Неуважение к автору
предполагает какую-то реакцию. Чем он
может ответить?! Только своими текстами.
Атамановка
лето
2004
Аександр СИГИДА. ИНТЕНСИВНОСТЬ
РУССКОГО НОВОЯЗА
І
ЧЕРЕЗ РЕЧЬ
Искусство
+ это магическая практика; и человек,
участвуя в создании художественного
произведения, приобретает бесценный
мистический опыт. Вселенский Разум,
Высшие Силы Природы, или, прошу прощения,
господь Бог…; кто-то внушает нам, что
закон сохранения вселенской
энергии такая же реальность
(?!) как
политическая борьба ,
социальные отношения ,
экологическая обстановка
и т.п. Почти никого не смущает, что надо
платить за свет, за тепло, за место под
солнцем (в конце концов); но почему-то
народ не задумывается о том, что общество
обязано оплачивать культурные услуги
( общество, в свою очередь, получает
высококачественный
культурный продукт, и, обратите внимание,
получает безвозмездно…).
Творческий человек вынужден прозябать
среди изобилия далеко недешевых массовых
мероприятий (чего стоят только концерты
– салюты по всевозможным датам-поводам);
(блаженны +
нищие + духом),
но, на самом деле, это беда (боль, болезнь…)
всего общественного организма. Духовная
ситуация времени катастрофична:
все природные катаклизмы, все социальные
потрясения – это следствие бездуховности
общества и правителей, которые поддерживают
порочную промышленно-финансовую систему
и абсолютно забыли о приоритете
духовных ценностей. В
какой-то мере поддержанием духовной
традиции занимается церковь, + какие-то
учреждения образования и культуры, но
в общем и целом, процесс продолжается
благодаря самоотверженности
благородных одиночек. Вечные
вопросы решаются на уровне личности.
Творческий
процесс многогранен и многообразен:
композиторы и музыканты, художники и
скульпторы, прозаики и поэты создают
высококачественный культурный продукт.
Однако,
общество потребления
устанавливает свои жизненные стандарты,
которые внедряются в сознание обывателя
с использованием телемагии (простейший
пример: наш
товар лучший из лучших…). Магия рекламы
(она же - пропаганда) бесстыдно использует
передовые средства и методы воздействия
на психику человека. Теория информации
– это новая наука, которая позволяет
манипулировать массовым сознанием.
Реальное пространство культуры
шире
и выше:
государственные границы, различные
взгляды и убеждения даже национальные
интересы и религиозные предпочтения
не мешают нормальным
людям
найти общий
язык.
ІІ
В НАЗИДАНИЕ
Пора
поднимать новые проблемы:
- необходимо
говорить об интенсивности русского
новояза;
- надо
обсудить положение с Новой Книгой.
Давайте
договоримся: книга + произведение
искусства; вложение сил и
средств в создание Новой Книги
позволит выявить и показать истоки
(начала) Новой Идеи,
ибо истина нуждается
в подтверждении и наглядности (пока
люди не разучились читать…). Только
Живое Слово способно
разбудить сердце и душу народа.
Из-за
непонимания и невостребованности
ломаются личные судьбы: рукописи горят
в руках,
авторы перегорают.
К сожалению, в нашем обществе не существует
системы реализации творческих достижений.
Демократия большинства
- ужасна; современные информационные
технологии рассчитаны на
победу мракобесия….
Диктатура демократии грубо попирает
интересы чистого
искусства>.
ІІІ
В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ
Например,
нация говорит футбол
- наша
сборная по футболу…;
народ в футбол не играет. Народ совершает
подвиги, народ побеждает в войне, народу
нужны герои. Нация – понятие
соревновательное, это некая сборная;
народ + явление собирательное (соборное),
своеобразное и самобытное (где-то даже
мистическое).
У
народа изначально нет денег (суммы –
сумы?); но он создает произведения
искусства! Творчество объединяет лучших
людей. Ценности культуры считываются
сердцем. Национальные интересы –
антинародны: тонны – литры – метры и
т.п. – кто их считал?! что мы слышим? Что
мы слушаем?! Поп-индустрия – это глобальный
ксерокс: копии рассылаются по всей
планете. Следующая задача глобального
штампа
- клонирование человека (скорее всего,
мерилом глобальных ценностей будет
некая условная
человеко-единица
- УЧЕ). Условный человек не возвращается
к первоисточникам,
а строит свои безвоздушные
замки
(Вяч. Пасенюк) на базе глобальной системы
ценностей. Существование нации – фасад
истории (надпись на заборе).
С
одной стороны, народ живет по всему
свету и фактом своего творчества
подчеркивает значимость своего бытия;
а с другой стороны, народу необходимы
почва и недра. Дух народа выбирает свою
землю. Солнце дает (дарует) тепло и свет
неравномерно; отсюда – различные условия
жизни. Народ знает радость труда. Иные
– не враги, а недруги; возможно, темные
люди
- это полезные ископаемые (как каменный
уголь, нефть и т.п.), некий исходный
материал. Лучшие люди берут на себя
тяжелое бремя творческого преображения
мира. Народ + это духовная общность, а
результатом духовной работы является
система культурных ценностей народа:
великий
и могучий
язык;
великая
литература
великое
искусство (музыка, живопись и т.д.)
Мы
только обозначили направления народного
творчества.
Национальная
культура обслуживает национальные
интересы (интересы национальной
буржуазии). Преодолевая трудности, нация
строит индустрию развлечений (точнее,
включается в глобальную систему
развлечений), что требует колоссальных
материальных затрат. Продажные политики
– нормальное явление на фоне разбазаривания
национальных богатств (если страна
выходит на общий
рынок она пытается
продаваться
- любой ценой
- за любую цену).
По-любому, условному человеку нужны
условные единицы для удовлетворения
условных интересов.
Вдохновение
+ не купишь. Мы не занимаемся политикой.
Народ + вне политики:
каждый знает свое дело.
Что остается нам
Только
слова.
Только
слава.
Может быть
когда-нибудь, (где-нибудь) славяне
(словяне) вспомнят свой язык и возрадуются:
да
+ жив!.
Наша задача + приумножить народное добро
(достояние). Новая книга +
это своя книга – во всех
отношениях. Произведение можно разделить
(с соседями – по-братски), сумму – только
отнять (арифметические действия –
наглядный показатель общественных
связей). Надо принять
решение: новое просвещение требует
новых книг
IV
СТИХОТВОРЕНИЕ =
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Поэзия
+ единственное место, где можно достичь
неба не отрываясь от земли. Идеальный
мир – светлое будущее – возможно только
на
этой земле.
Общество закрывает глаза на произведения
искусства. Я прекрасно понимаю, чтобы
вас зауважали надо придумать нечто
новое. Свобода слова, свобода совести,
свобода обмена информацией и т.п. ведут
к сознанию новых понятий. Новая
книга (и, естественно,
новояз) + это
спасительная идея для славянского мира.
Славяне (словяне) всегда верили
на слово.
Однако, современным героям
не хватает сил оставаться благородными,
ибо нет (?!) авторитетного универсального
текста (унитекста). Здесь
уместно говорить о возрождении традиции:
грамотное отношение к культуре – главное
условие для перестройки сознания.
Человек в творческом
состоянии преображается:
сумма разносторонних понятий находит
отображение в художественном произведении.
Один из
новых лозунгов движения звучит так:
окружайте
себя событиями!;
любая серьезная работа заслуживает
внимания, ибо творчество
+ это процесс и результат.
Сверхреализм живого искусства основан
на неразрывной связи образа
жизни с творчеством. Без
Новой книги (Живой Книги) здесь не
обойтись: традиция деления на своих
и чужих
себя исчерпала, только произведение
= текст вызывает интерес,
откуда он взялся – дело десятое.
Литературные новости до нашей деревни
доходят крайне редко: посему – я читаю
только местных авторов (или еще резче
+ я люблю только тех, кто
любит меня).
Кромеяживаго
великорусского языка, русский
новояз включает в себя
элементы советской речи и украинской
мовы, российской словесности и транслита
(+ использование сленга и экспрессивной
лексики). Наша задача + поиск
общего языка с любыми
заинтересованными сторонами. Не
зарывается талант! Славянские народы
еще скажут свое Слово!
Июль-октябрь
2005
Атамановка