Сигида Александр. Мракобесие «мёртвой литературы» агрессивно.
Оно достаточно организованно, чтобы открыто насаждать свои идеи, пользуясь поддержкой со стороны тоталитарных режимов, элит, деятелей всех мастей, пропагандируют сфабрикованные штампы – на грани примитива и пошлости…
«Свобода слова», «свобода самовыражения» – вот те ценности, на которые ориентируется демократическое общество. Печально, что в наше замечательное время «творческое состояние» становится синонимом ненормальности.
Парадоксально, но «живая литература» развивается при любых условиях. Рукописные тексты существуют в таких количествах, что давно можно говорить о «литературной революции»; т.е. пора честно, и открыто сказать, что своеобразный «книжный бум» – удел оборотистых да ухватистых, а настоящие таланты пребывают в состоянии растерянности ожидания.
* * *
А вот еще парадокс: писатель без книг… Ирина Гирлянова давным-давно заявила о себе, как состоявшийся автор. А книг – нет. Эпиграфом к рукописям служат такие строки: «Поэзия заканчивается тогда, когда осиянный божьей искрой человек ищет как издать, где издать, за что издать. Все это мерзопакостно и пахнет торгашами и прокисшим пивом».
Ирина – по большему счету – права. Но от этого не легче. Что делать конкретному автору, у которого накопились горы рукописей? Брать собственные вершины самостоятельно!? Покорно ждать? Не знаю – не знаю. Мне повезло – я прочел почти все написанные рукописи.
Они не оставят мне шанса,
Не впишутся толком в стихи,
Слова городского романса,
Влекомые из шелухи.
Горько… История женщины, представленная в стихах, позволяет автору говорить с той силой откровенности и страсти, которая близка каждому неравнодушному сердцу.
В дремучий вечер никуда не деться.
В разбитых снах ни ветра, ни огня.
Я при себе оставлю только сердце.
Что вы еще хотите от меня?
Поэт одинок в этом… Создание собственного мира – признак настоящего творца:
Расхристанны дороги до прогалин,
Вдаль убегает лесополоса.
И воздух чист, остер, великолепен
Как благовест, воздетый в небеса.
В этом мире витают высокие чувства, витают высокие слова… Приход поэтической весны сталкивается с холодом равнодушия. Первоцвет никогда не увидит астру. Время уходит. Если всем цветам создадут тепличные условия.… Давайте помечтаем.
Я не люблю зарезанные розы…
Погребально-поминальные букеты. Никто не знает, по какому поводу поминки, кого хоронят: Человека, душу, стихи, любовь? Будем надеяться, что поэт найдет в себе силы, расправит крылья, поднимется над суетой, и мы сможем услышать его голос. Хотя бы так:
Я мертвой птицей буду каждой ночью
Распугивать пришедшие стихи.
* * *
Поэзия мертва,
Хотя поэты живы.
– это Геннадий Сусуев. Автор достаточно известный, но, как мне думается, по-настоящему непрочитанный. О чем эти стихи? О жизни – во всех ее проявлениях и предчувствиях. Вещество поэзии рождается в живой атмосфере. Живущий «под черным солнцем Мандельштама», поэт находит литературно-исторические сентенции и аллюзии в простейших, на первый взгляд, вещах:
А дождь идет слепой
По пыльному перрону
Где кашляют и По
Цитируют вороны.
И пусть «нам достались времена духовного попкорна», автору близка эстетика постмодернизма. Поэт, живущий в мире искусства, видит красоту мира сквозь призму художественных достижений.
Здесь нет ни дальних и ни ближних,
Пылает горн, гудят меха.
Я не поэт, я – чернокнижник,
Влюбленный в магию стиха.
Для мрачных мыслей всегда можно найти повод. Произведения рождаются благодаря, а не вопреки.
Медную солнца монету
Небо застыло, подбросив:
Может быть, выпадет лето?
Выпала осень.
Слухи о смерти литературы сильно преувеличены…
Произведения живут в черновиках и рукописях. Поверхностное прочтение чревато предубежденностью и недоразумениями. Авторский поиск – вещь замысловатая.
История и литература – каждый раз – начинаются с чистого листа. К достижениям можно относиться по-разному: Их можно не замечать, можно критиковать, а можно (!?) отрицать... Иногда автору не достает элементарной уверенности в себе. Слава Богу, что существует текст – Самостоятельная языковая единица, благодаря которой лит. процесс не просто существует, а – смеем утверждать – развивается именно в области искусства. Изобразительные средства, используемые автором, опираются на мощный фундамент мировой культуры. Геннадий Сусуев нашел в себе силы, сумел донести свои произведения до читателя. Неуважение к автору предполагает какую-то реакцию. Чем он может ответить?! Только своими текстами.
Атамановка
лето
2004
Аександр СИГИДА. ИНТЕНСИВНОСТЬ РУССКОГО НОВОЯЗА
І ЧЕРЕЗ РЕЧЬ
Искусство + это магическая практика; и человек, участвуя в создании художественного произведения, приобретает бесценный мистический опыт. Вселенский Разум, Высшие Силы Природы, или, прошу прощения, господь Бог…; кто-то внушает нам, что закон сохранения вселенской энергии такая же реальность (?!) как политическая борьба , социальные отношения , экологическая обстановка и т.п. Почти никого не смущает, что надо платить за свет, за тепло, за место под солнцем (в конце концов); но почему-то народ не задумывается о том, что общество обязано оплачивать культурные услуги ( общество, в свою очередь, получает высококачественный культурный продукт, и, обратите внимание, получает безвозмездно…). Творческий человек вынужден прозябать среди изобилия далеко недешевых массовых мероприятий (чего стоят только концерты – салюты по всевозможным датам-поводам); (блаженны + нищие + духом), но, на самом деле, это беда (боль, болезнь…) всего общественного организма. Духовная ситуация времени катастрофична: все природные катаклизмы, все социальные потрясения – это следствие бездуховности общества и правителей, которые поддерживают порочную промышленно-финансовую систему и абсолютно забыли о приоритете духовных ценностей. В какой-то мере поддержанием духовной традиции занимается церковь, + какие-то учреждения образования и культуры, но в общем и целом, процесс продолжается благодаря самоотверженности благородных одиночек. Вечные вопросы решаются на уровне личности.
Творческий процесс многогранен и многообразен: композиторы и музыканты, художники и скульпторы, прозаики и поэты создают высококачественный культурный продукт. Однако,
общество потребления устанавливает свои жизненные стандарты, которые внедряются в сознание обывателя с использованием телемагии (простейший пример: наш товар лучший из лучших…). Магия рекламы (она же - пропаганда) бесстыдно использует передовые средства и методы воздействия на психику человека. Теория информации – это новая наука, которая позволяет манипулировать массовым сознанием.
Реальное пространство культуры шире и выше: государственные границы, различные взгляды и убеждения даже национальные интересы и религиозные предпочтения не мешают нормальным людям найти общий язык.
ІІ В НАЗИДАНИЕ
Пора
поднимать новые проблемы:
- необходимо говорить об интенсивности русского новояза;
- надо обсудить положение с Новой Книгой.Давайте договоримся: книга + произведение искусства; вложение сил и средств в создание Новой Книги позволит выявить и показать истоки (начала) Новой Идеи, ибо истина нуждается в подтверждении и наглядности (пока люди не разучились читать…). Только Живое Слово способно разбудить сердце и душу народа.
Из-за непонимания и невостребованности ломаются личные судьбы: рукописи горят в руках, авторы перегорают. К сожалению, в нашем обществе не существует системы реализации творческих достижений. Демократия большинства - ужасна; современные информационные технологии рассчитаны на победу мракобесия…. Диктатура демократии грубо попирает интересы чистого искусства>.
ІІІ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ
Например, нация говорит футбол - наша сборная по футболу…; народ в футбол не играет. Народ совершает подвиги, народ побеждает в войне, народу нужны герои. Нация – понятие соревновательное, это некая сборная; народ + явление собирательное (соборное), своеобразное и самобытное (где-то даже мистическое).
У народа изначально нет денег (суммы – сумы?); но он создает произведения искусства! Творчество объединяет лучших людей. Ценности культуры считываются сердцем. Национальные интересы – антинародны: тонны – литры – метры и т.п. – кто их считал?! что мы слышим? Что мы слушаем?! Поп-индустрия – это глобальный ксерокс: копии рассылаются по всей планете. Следующая задача глобального штампа - клонирование человека (скорее всего, мерилом глобальных ценностей будет некая условная человеко-единица - УЧЕ). Условный человек не возвращается к первоисточникам, а строит свои безвоздушные замки (Вяч. Пасенюк) на базе глобальной системы ценностей. Существование нации – фасад истории (надпись на заборе).
С одной стороны, народ живет по всему свету и фактом своего творчества подчеркивает значимость своего бытия; а с другой стороны, народу необходимы почва и недра. Дух народа выбирает свою землю. Солнце дает (дарует) тепло и свет неравномерно; отсюда – различные условия жизни. Народ знает радость труда. Иные – не враги, а недруги; возможно, темные люди - это полезные ископаемые (как каменный уголь, нефть и т.п.), некий исходный материал. Лучшие люди берут на себя тяжелое бремя творческого преображения мира. Народ + это духовная общность, а результатом духовной работы является система культурных ценностей народа:
великий и могучий язык;
великая литература
великое искусство (музыка, живопись и т.д.)
Мы только обозначили направления народного творчества.
Национальная культура обслуживает национальные интересы (интересы национальной буржуазии). Преодолевая трудности, нация строит индустрию развлечений (точнее, включается в глобальную систему развлечений), что требует колоссальных материальных затрат. Продажные политики – нормальное явление на фоне разбазаривания национальных богатств (если страна выходит на общий рынок она пытается продаваться - любой ценой - за любую цену). По-любому, условному человеку нужны условные единицы для удовлетворения условных интересов.
Вдохновение + не купишь. Мы не занимаемся политикой. Народ + вне политики: каждый знает свое дело.
Что остается нам
Только слова.
Только слава.
Может быть когда-нибудь, (где-нибудь) славяне (словяне) вспомнят свой язык и возрадуются: да + жив!. Наша задача + приумножить народное добро (достояние). Новая книга + это своя книга – во всех отношениях. Произведение можно разделить (с соседями – по-братски), сумму – только отнять (арифметические действия – наглядный показатель общественных связей). Надо принять решение: новое просвещение требует новых книг
IV СТИХОТВОРЕНИЕ = УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Поэзия + единственное место, где можно достичь неба не отрываясь от земли. Идеальный мир – светлое будущее – возможно только на этой земле. Общество закрывает глаза на произведения искусства. Я прекрасно понимаю, чтобы вас зауважали надо придумать нечто новое. Свобода слова, свобода совести, свобода обмена информацией и т.п. ведут к сознанию новых понятий. Новая книга (и, естественно, новояз) + это спасительная идея для славянского мира. Славяне (словяне) всегда верили на слово. Однако, современным героям не хватает сил оставаться благородными, ибо нет (?!) авторитетного универсального текста (унитекста). Здесь уместно говорить о возрождении традиции: грамотное отношение к культуре – главное условие для перестройки сознания. Человек в творческом состоянии преображается: сумма разносторонних понятий находит отображение в художественном произведении.
Один из новых лозунгов движения звучит так: окружайте себя событиями!; любая серьезная работа заслуживает внимания, ибо творчество + это процесс и результат. Сверхреализм живого искусства основан на неразрывной связи образа жизни с творчеством. Без Новой книги (Живой Книги) здесь не обойтись: традиция деления на своих и чужих себя исчерпала, только произведение = текст вызывает интерес, откуда он взялся – дело десятое. Литературные новости до нашей деревни доходят крайне редко: посему – я читаю только местных авторов (или еще резче + я люблю только тех, кто любит меня).
Кромеяживаго великорусского языка, русский новояз включает в себя элементы советской речи и украинской мовы, российской словесности и транслита (+ использование сленга и экспрессивной лексики). Наша задача + поиск общего языка с любыми заинтересованными сторонами. Не зарывается талант! Славянские народы еще скажут свое Слово!
Июль-октябрь 2005 Атамановка

