|
Каталог статей
В категории материалов: 11 Показано материалов: 1-11 |
|
Сортировать по:
Дате
Пасенюк Вячеслав. Разверни
ветер. Повествование о сотоварище
1. Подступ
к теме
Листаю
журналы — питерские, московские,
нашенские, из-за ближних и дальних
бугров:
не
скудеет ни правая рука, ни левая, да и
ногами немало наваяно-наворочено. Пышные
словопостроения, но чуть ли не сплошь
замороженные: пульс не прощупывается,
хотя каждый раз где-нибудь сбоку
обозначено: Щупать здесь.
И
слово давно уже не серебро, а жетон
пластиковый. Да и молчание наше... тоже
не золото. Пузырь из жвачки размочаленной... |
Вячеслав
ПАСЕНЮК
ЖИВУЩИЕ
В ТЕКСТАХ – МЕЖДУ ТИШИНОЙ И БЕЗМОЛВИЕМ
(
Отклик на книгу «За миг до вечности»,
Луганск, «Шико», 2011: стихи Гонтаревой
Людмилы, Александра Сигиды и Чёрного
Сергея.)
...Достаточно
одной строфы, чтобы установить: авторы
не просто разные, - у каждого свой почерк,
свои лексические предпочтения, свой
семантический выбор, своя, наконец,
интонация. Если обощённо:
раздумчиво-страдальческая у Гонтаревой,
провоцирующе-вызывающая у Сигиды,
романтизованно-скитальческая у Чёрного.
И что мне особенно близко: все трое не
исключают достаточно сильной дозы
самоиронии... |
Вячеслав
Пасенюк
КУБОМЕТР
ПУСТОТЫ
И
нисколько не обязательно
что-то
творить,
сочинять;
достаточно просто жить и
свидетельствовать,
как
сочиняет кто-то другой.
Жить
и быть его
вдохновенным
ценителем.
Жить
и знать, что у вас бездна
общего,
в частности вечность и речь.
Саша Соколов
КУБОМЕТР
ПУСТОТЫ
Не
год и не два накапливалась эта «всякая
всячина»: беглыми записями на обрывках,
клочках, на полях книг и журналов,
вырезалось, подчёркивалось, стало
наслаиваться, перерастать умозримые
пределы, требовать, наконец,
выхода…Оставалось: либо вытряхнуть,
выкинуть, не вчитываясь; либо как-то
разложить, увязать, более или менее
упорядочить, подготовить к печати.
Откуда вышло – туда и возвращается.
Искать
последовательность тут – навряд ли
занятие продуктивное, но некая красная
нить всё-таки прохватывает части и
частицы этого вороха, «кучи малой»: все
вздохи об одном и том же.
Накопленные
материальцы не хотят выстраиваться в
затылок, ждать своей очереди, как и
положено в наших родимых реалиях, - нет,
лезут толпой, норовят по головам. Так
что не обессудьте: стройности в изложении,
оправданности планом, целью и проч. не
будет. А будет другое: вихры, махры,
клочья, фразы врастопырку, вопросы без
ответов, ответы без вопросов, - поток
бессознания, одним словом. |
Вячеслав
Пасенюк
КУБОМЕТР
ПУСТОТЫ. Продолжение
Ион
Друцэ: «Опустошение слов привело не
только к опустошению духа. Из-за него
мы оказались в тисках социального и
политического паралича, ибо ни до чего
не можем договориться. Да и как достичь
согласия, если я, говоря одно, подразумеваю
совсем другое; ты, слушая меня, из того,
что я подразумеваю, вычисляешь уже
третье, он, присутствуя при нашей беседе,
думает, что мы оба дурынды, и он останется
при своих убеждениях, а убеждений у него
никаких нету, так что, хотя нас всего
трое и говорим мы как будто на одном и
том же языке, во веки веков не свести
нам концы с концами…Невозможность
достигнуть общественного согласия
заставляет выбрасывать в обиход всё
новые и новые понятия, словосочетания
в надежде хоть до чего-нибудь договориться.
Увеличение лингвистической массы не
только нарушает психическое равновесие,
но приводит к некоему поэтическому
зуду, при котором каждому хочется как
можно больше сказать. Выговориться
любой ценой – хоть кривыми, хоть
извращёнными, хоть ничего не значащими
словами. Конечно, слово для нас уже не
Бог, оно стало для нас наркотиком.
Беспомощное общество, извергающее
немыслимое количество слов в минуту, -
это то, чего, в сущности, так долго и так
упорно добивались бесы…» Ну вот, а я-то,
грешным делом, думал, что мрачнее меня
никто не смотрит на слова, переставшие
быть вещими, и на речи, переставшие быть
пророческими. |
Вячеслав
Пасенюк
КУБОМЕТР
ПУСТОТЫ. Продолжение
Пришла
и такая пора, когда слово «поэт» стало
маленьким, заурядным, перестало что-либо
значить, потеряло вес, вкус, цвет. Поэтов
развелось именно как собак нерезаных.
Или – как грибов перед войною. Так что
само обозначение «поэт» теперь вполне
обиходное, ни к чему серьёзному не
обязывающее. Леон де Грейфф: «А ныне
мещанское время нищанья, поэзия денежного
стихоплёта! Мы служим вассалами нефти
и салу, нам лучшая нота – хрустенье
банкнота…» Не всё в этой цитатке
стыкуется на все сто с нашей конкретной
ситуацией, ну да каждый может
подредактировать: чего он вассал и какая
нота для него лучшая.
Нам
кажется, что мы есть, как есть наши союзы,
книги и проч. А нас – нет. |
Вячеслав
Пасенюк
КУБОМЕТР
ПУСТОТЫ. Окончание
Три
постскриптума (для этой части затянувшегося
излияния). Голос из 18 века: «Пасутся
стихачи, как овцы во стадах, творцы сии
в печах стихов сжигают кучи, на воздух
от того исходят вредны тучи и затмевают
тем сияние небес». Из первой трети 20
века: «Нет на прорву карантина, мандолинят
из-под стен: тара-тина, тара-тина,тэн».
И Станислав Ежи Лец: «Теперь, в словесном
потопе, кто знаем цену словам? Только
девчонка на почте, в окошке «Приём
телеграмм».
|
Вячеслав
Пасенюк
ЖИЗНЬ
КАК ФОКУС,
СМЕРТЬ
КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ
"Что
означает: от двоих нельзя убежать, двоих
нельзя догнать?
От
смерти невозможно убежать и от старости,
а молодость и жизнь невозможно догнать”.
Из "Беседы трёх святителей”.
Но
прежде надо родиться. Многие хотели, да
не всем судилось. А в чём смысла всё-таки
больше – в рождении, в жизни или в смерти?
У
В. Пьецуха читаем: "Смысл жизни – выдумка
чисто русская; мы его выдумали по той
же самой причине, по какой азиаты выдумали
буддизм, - надо полагать, от нехватки
предметов первой необходимости. Вот
одиннадцать двенадцатых населения
земного шара ни о каком смысле жизни
слыхом не слыхивали и...прекрасно себя
чувствуют”. |
Вячеслав
Пасенюк
ЖИЗНЬ
КАК ФОКУС,
СМЕРТЬ
КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Продолжение
Ну,
одной выдержкой меньше, одной больше –
это ли обстоятельство является решающим
в бесконечном собеседовании того и
этого света, той и этой тьмы? |
Вячеслав
Пасенюк
ЧЕТЫРЕ
НОМЕРА ОДНОГО ГОДА
Было
время: мы жили от «Юности» до «Юности»,
от «Нового мира» до «Нового мира»…
Потом наступила провальная пауза лет
пятнадцать глухого застоя. И грянул
взрыв (он же обвал), когда все толстяки
обрели новое лицо молодое, свежее
дыхание, наперебой зазывая читателей
на пиршество ума и разгул души. На мой
взгляд, это была лебединая песня
журналов-тяжеловесов… |
Нечервонеющий
Бузина и бузящий Червоний — кто правее?
Казалось
бы, кто мы такие, чтобы защищать Шевченко?!
Или Моцарта, Шекспира... А вот перестань
мы все, чьих имен даже собственные
потомки не сохранят, перестань мы слушать
Моцарта, читать Шекспира — и что останется
от безусловных величин, от вершин
человеческого (то есть и нашего тоже!)
духа?
|
С В Е
Р Х С Ч Ё Т Н О Е Б Ы Т И Е
Оговорюсь
сразу: это не отзыв, не рецензия, тем
более не поэтоведческий разбор книги,
пришедшей по почте в сумрачный ноябрьский
день из бог знает насколько далёкого
Пыталова, что примостился на самом
краешке российского материка – примерно,
на той самой «литовской границе», где
в глухой корчме встретились герои
пушкинской трагедии о делах конца века
шестнадцатого, кануна века семнадцатого.
Борис Годунов, Григорий Отрепьев, бояре
и юродивые, самозванцы и летописцы,
стрельцы, наёмники, бродячие монахи,
люди, люди, люди, которых та и обозначают
скопом – народ, потому как всех не
отличишь, всех не упомнишь. И то ли Пушкин
за ними, то ли они за Пушкиным – идут,
пробираются, оступаются, продвигаются
по русским путям, из одного исторического
тумана в другой, из нетей в нети. |
|