Матвеева Марина. Зимняя Кришня
* * *
Господи!..
Как он растет – кипарис! –
что
наконечник копья Святогора…
…Сможешь
ли, дерзкий поэт-футурист,
дать
ему слово?
А
в слове – опору?
…Буря
грозит иступить острие,
злобно
ломая зеленое тело…
Господи!..
Это – само не свое!..
И
не поэтово дерзкое дело.
«Юноша
бледный», готовый на риск
словораспила
для мозгопрогрева,
видишь
ли, «кипа», «пари» или «рис»
–
тоже
слова.
Но
дрова, а не древо.
Верю
в тебя. Ты талантлив, речист –
Смело
влезай на сверхумную гору!
…Боже!..
Как
рвется,
крича,
кипарис
из-под
земли!..
…словно
дух Святогора…
* * *
Ушла
в себя луна
за
дымною стеною.
Для
будущих гробов
качаю
колыбель.
Зачем
тебе страна
с
гражданскою войною?
Зачем
тебе любовь
ее
– да не к тебе?
Для
будущих могил
уже
готовы ямы.
Чуть
досок дострогать,
чуть
недоплетен кант…
Зачем
тебе? Беги!
Я
– Родина? Я – Мама?
Мне
нужен – ренегат!
Мне
нужен – эмигрант!
Стоишь.
В руках – стихи.
Протягиваешь
руки…
О,
крылья журавлей,
презревших
южный путь
за
широту стихий
расейских…
на поруки.
Вот
верности твоей
предательская
суть.
«Я
за тебя умру!»
А
я тебя просила?
«Я
за тебя…» А я,
уставшая
вдоветь,
из
ослабевших рук
столь
многих отпустила,
на
стольких подняла
изгнанницкую
плеть…
И
вот, стою одна
за
дымною стеною.
Для
будущих гробов
качаю
колыбель.
Аз
есмь еще – страна!
С
гражданскою… виною.
Еще
храню любовь
мою
– да не к тебе.
Зимняя
Кришня
Давай,
Заратустра, зараза, колись:
куда
мне пойти, чтоб хоть где-то остаться?
Христа,
твоего по профессии братца,
я
слушала долго, но вот разобраться
в
его письменах не смогла. Будто слизь,
сосульки
болтаются на бельевых
веревках:
зима подползла незаметно.
И
так симметричны, как смыслы в приметах
народных,
тела круглобоких, монетно-
холодных,
вонзающих угли под дых
чудных
идолиц, не готовых прожить
и
дня, но силком отправляющих память
в
ту степь, где не знало послушников пламя
твое,
Заратустра. Безвременный камень
его
заменял. Высекали ножи
сведенные
длани, безрадужный зрак.
И
холод монетный не плавили знои,
рожденные
долгою сушью степною,
которая
может быть помнящей Ноя
в
своей долготе… Заратустра, ты прав:
огонь
– веселей и теплей, и еще
дешевле,
душевней, душистей, душнее.
Я
здесь остаюсь. За стеклом – стекленеет.
И
скользкие когти слюды, цепенея,
скребутся
туда, где уже горячо.
Доброволки
– Откуда,
шахидки?
– Из
сердца, вестимо…
Каждый
умирает
в
одиночку.
Тоже
три и тоже суть слова.
Ты
купила у любви в рассрочку
на
него поддельные права.
Любишь
с ними скромно, аккуратно,
погашаешь
вовремя кредит
осознаньем,
что концу расплаты
некому
любимой будет быть.
…Хорошо
бы –
головой
о стену
и
–
лицо
размазать не спеша…
Каждый
умирает
постепенно.
Сразу
– разве что из калаша…
Вот
вы где, кудряшки и метелки
юных
неслучившихся мамаш…
Кто
не в ЗАГС –
в
хот-пойнты! –
в
доброволки! –
стройными
рядами –
шагом
марш!
Как
собака, битое
либидко
отточить
в
мортидо,
как
в стилет…
Будет
жаль вернуться – инвалидкой,
посему
–
долой
бронежилет!..
…раз-мечта-лась!
Случай
– не опасный.
Твой
–
на
сверхкоротком поводке.
…а
права – фальшивые, как паспорт
в
снайперском наемном
вещмешке…
А
права
–
порвать!
–
избить
в
осколки!
-
веру
с надей –
меж
собой стравить!..
…бабы-звери,
волки-доброволки,
выжившие
выблядки
любви…
* * *
Все,
кто пишет стихи, почитают сегодня стихи.
На
больницу нас много таких – видно замкнуто
время.
А
пространство разомкнуто – листья его,
лопухи,
слишком
застят глаза наши – карие стихотворенья,
серо-синий
размер, светло-чайные рифмы, еще
эти
черные жгучие образы старой цыганки…
Я
мечтаю о желтом, который не жжет, не
печет.
Я
желаю зеленых, которым неведомы банки.
Я
читаю стихи, мне кричат: ничего не понять,
слишком
умно, нежизненно, сложно и сложно и
сложно,
а
у мальчика Васи, подумаешь, рифма на
-ядь,
но
зато так правдиво! …Я перелистну
осторожно
душу
мальчика: яди его походульней моих
фаэтических
образов, он и во сне их не видел.
Просто
болестно это. И ломится, ломится стих
в
дверь больницы: пространство на яди и
яды, и иды
и
наяды, и ямы, и ямбы, и бабы-яги
раскололось,
сложилось – и, кажется, снова все шиз…
нет,
все,
кто пишет стихи, прочитают сегодня стихи
в
мир непишущих бросят простые и сложные
жизни.
Над
телом
Почему
твоя Настасья, светлый князь,
не
свенчалась-та с тобою, а ко мне,
сластолюбцу
и мерзавцу, понеслась,
да
лежит теперь в кровавой простыне?
Да,
своим меня она не назвала,
но
себя моей, рогожинской, – крича
во
все уши, называла – ай, дела!
Не
твоею, князь, не розой – белый чай!
Потому
что пожалеть-то пожалел,
да
княгинею бы сделал, чай, верно,
а
чтоб так, как я, да в ноги на коле-
ни...
когда – а ей бы это и одно
во
борение и было б со смертёй,
что
тебя бы кто за сердце пожалей...
чтоб
такую, какова она – дитё! –
из
ее же смрада – кровью бы своей...
чтоб
болело не за муки за ее –
чтобы
сам по ней ты в муках бы лежал...
Вот
тогда бы было княжее житье:
весь
бы мир вас поднял, Бог бы вас держал!
Я
бы мог, да вот не вышел розой-бел...
Ей
мое у – сердье к сердцу не пришлось.
Так
гляди теперь – я душу проглядел...
Да,
я спас ее. Как мог. Как мне далось.
* * *
...
когда твое болезненное тело –
немыслимая
Божья отбивная –
струной,
натянутою до предела,
всю
ревность ко душе своей познает,
о,
братия! – уроды и калеки,
безногие,
слепые, зайцегубы, –
желанной
только плоть на человеке
бывает,
– одному вы Богу любы! –
о
братия, не чающие слади
от
поцелуев сильных и здоровых,
в
раю вас Богородица погладит
и
разоймет для вас свои покровы...