ЕЩЕ
РАЗ О СТИХАХ
У
поэзии свой путь. Поэтическими образами
можно и нужно передавать то, что другими
средствами выразить невозможно.
Образно-поэтическое мышление, на мой
взгляд, - самый короткий путь впитывания
человеком многомерной, объемной
информации. Поэзия обрушивается на нас,
как дождь, пропитывая своей необычной
свежестью сердца, головы, каждую клетку
тела.
Но
для того, чтобы это случилось с читателем,
образ должен обладать пробивной силой.
Этому служат и новизна формы, и
нестандартный взгляд на знакомые
понятия, и аскетичная ясность, и чувство
такта и гармонии, и всепокоряющая ирония,
использование любых других приемов,
способных вызвать резонанс мысли и
чувств.
Каждый
автор по-своему решает эту задачу. С
моей сточки зрения, неважно, какими
инструментами он для этого пользуется,
главное, чтобы стрела поэзии попала в
цель.
Читатель
зачастую «приучен» к утвердившимся
формам подачи поэтической информации,
некогда бывшими новаторскими, вызывавшими
изумление, споры, неприятие.
Проходит
время, и неприступные вершины становятся
маршрутами десятков, сотен поэтических
туристов. Мастерство, стиль, филигранная
техника утвердившихся направлений
становятся доминирующими в поэтическом
творчестве. Это период вызревания
взрыва, преддверия нового оригинального
поэтического видения.
В
последнее время «интеллектуальная
мода», по крайней мере, в области изящной
словесности тяготеет к крайним,
шокирующим формам воздействия на
читателя. Предыдущие поколения поэтов
стремились читателя очаровывать.
Мне
кажется, что шокировать читателя легче,
чем очаровывать искренней
верой
в красоту окружающего мира, несмотря
на существующие, иногда весьма
могущественные исключения. На авторов
давит груз всех предыдущих попыток
ответить на вечные вопросы, мучавшие
философов, мыслителей, художников.
Чтобы
достичь интеллектуального шока достаточно
грубого натурализма, циничного
острословия, воздействия на внешние
покровы сознания, связанные с
физиологическими особенностями
потребностей человека, обращение к
инстинктам и т.д. Здесь тоже есть свои
сильные стороны – мощь природных стихий,
их цельность, жизнестойкость. Отсюда
много выходов на более высокие уровни.
И если автор поймал читателя на этот
крепкий крючок с дальнейшей целью
обрушить на его бедную голову все те же
«вечные проклятые» вопросы, приправленные
ветром нового времени и новых возможностей
человека, то честь ему и хвала.
Очарование
же души требует свежести, искренности,
определенной доли внутренней наивности
или сурового жертвенного романтизма
самого автора. Любая подделка при
проверке на просвет бликует пошлостью.
Цель
поэтического отображения мира в любом
виде искусства – пройти через защитные,
омертвевшие слои сознания и раскрыть
самые чистые, незамутненные области
человеческой души.
Чувственное
восприятие произведения – это тот
локомотив, который тянет за собой состав
мыслей, воспоминаний, ассоциаций,
предчувствий. Чем больше мощь и скорость
этого состава, тем сильнее он разогревает,
накаляет новые чувства. Хорошее
произведение – это цепная реакция
мыслей, чувств, точек зрения. Внутренние
столкновения, противоречия, вызванные
произведением, только усиливают эффект
взрыва.
|