Четверг, 13.08.2020, 08:14
Приветствую Вас Гость

ЧЕГО ЖЕ РАДИ. НОВЫЙ СТАН

Главная » 2012 » Июнь » 2 » Кирилл Анкудинов: Евгений Чигрин. «Погонщик». — Сборник стихотворений
20:50
Кирилл Анкудинов: Евгений Чигрин. «Погонщик». — Сборник стихотворений

Кирилл Анкудинов
Евгений Чигрин. «Погонщик». — Сборник стихотворений. М., «Время», 2012, серия «Поэтическая библиотека»


 
Редкий для нынешней поэзии случай: генезис творчества поэта можно вывести достаточно легко.
Линия, которую развивает Евгений Чигрин, просматривается очевидно: она берет начало в ориенталистике позднего Николая Гумилёва, затем продолжается в постакмеизме «чудесной квадриги» — у Георгия Шенгели, у Арсения Тарковского — в особенной степени у Аркадия Штейнберга, далее идет через творчество Евгения Рейна и Михаила Синельникова — и наконец получает свое современное воплощение у Чигрина.
Собственно говоря, акмеизм — такой трезвый, такой земной, такой самодостаточно реалистичный — тяготел к зауми не меньше футуризма. Вот только «акмеистская заумь» (в отличие от «футуристской») гораздо чаще мотивировалась экзотикой.
 
Восемь дней из Харрара я вел караван
Сквозь черерские дикие горы
И седых на деревьях стрелял обезьян,
Засыпал средь корней сикоморы.

(Николай Гумилёв. «Галла»).
 
«Харрар», «черрерские горы» и «сикоморы» — чем это не «дыр бул щил»?
Есть еще одно отличие: футуристы, разрушая поэтическую речь, разрушали и ее ритм, а акмеисты — не только сохраняли твердый ритм, но еще и доводили интонационно-ритмическое напряжение в стихе до струнного трепета — так что чисто русская речь начинала казаться иностранной — и, опять-таки, разрушалась. Два противоположных пути вели к одинаковому результату — к речевой зауми.
«Ориентальные постакмеисты» мотивировали этот эффект обращением к Азии. Но то была «мозговая Азия». Азия, выросшая из напряженных акмеистических ритмов. Это подтверждается, например, тем фактом, что «русский европеец» Арсений Тарковский терпеть не мог Азию — и как заведенный писал стихи про дагестанские кувшины и библейские глины. Потому что, возможно, есть некоторое нейрогенное соответствие между ритмами Азии и акмеистскими интонировками слова в строфе.
В стихах Евгения Чигрина такой «мозговой Азии» очень много.
 
Позавчера — Ришикеш, Харидвар, запах чапати в кафешке,
Бронзой и медью ослепший базар и — саподилла в тележке
Веселоглазого, что на урду все перешептывал что-то…
(Сколько чернил засыхает во рту, сколько наития-меда?).

(«India вчера»).
 
Вот такое чапати, вот такое урду, вот такая победа сарсапариллы (саподиллы) над разумом…
Интересно проанализировать географию поэзии Чигрина…
…Много российского Дальнего Востока (что неудивительно: Чигрин — немало прожил в тех краях), очень много Индии и Цейлона, еще больше мусульманской Азии, есть Северная Африка, есть Океания, мало Китая; как ни странно, совсем нет Японии. И Европы немного: один раз встретился «осенний Краков», есть Москва (здесь автор живет), есть Малороссия и (особенно) Крым — Феодосия, Керчь, мыс Казантип; но волошинская «Киммерия» — такая Европа, которая уже почти Азия — солнце, горы, камни, сухие тропки.
В ландшафтах Евгения Чигрина часто присутствует море с приморским побережьем (непременно гористым, а не пологим); но и в пустыне поэт ощущает себя неплохо…
 
Мне хватит сна, чтоб высмотреть пустыню, вдыхая золотое по песчинке,
Чтоб говорить мифическому сыну о спрятанной афритами копилке.
Мне станет наваждения, покуда в сетчатке чернокнижие Сахары,
На сто мешков сокровищ у верблюда, аллаховы хайямы и омары.

(«Золотое»).
 
Возможно, он столь привержен морю, горам и пескам (а не, скажем, лесам, полям или озерам) потому что море, горы и пески снабжают его сетчатку теми красками и оттенками, которые ей любы.
Евгений Чигрин — поэт-колорист. Цветовая гамма его поэзии — светлая, чистая, непривычная и очень нежная — со сдвигом в теплые тона: золотое, песочное, охристое, лиловое, фиолетовое, пурпурное, янтарное, померанцевое, кобальтовое, мареновое, розовое, медно-красное, иногда — по контрасту — небесно-голубое. Цвета утренние, облачные, рассветные — я бы сказал, интерференционные. Когда смыкаешь веки, на секунду видишь переливчатую радужную сеточку, по колориту очень похожую на чигринскую палитру. Чигрина тянет к цветовым стихиям: в «Погонщике» чрезвычайно много стихотворений, навеянных живописью. Прямо-таки выставка-экспозиция: Айвазовский, Богаевский, Лагорио, Сезанн, Поль Гоген, Август Маке, Эдвард Мунк, Писсарро. Стихи Чигрина сами как многоцветные картины (выполненные в импрессионистской манере). Впрочем, произведений, вдохновленных классической музыкой, у него не меньше. Евгений Чигрин — поэт необыкновенно музыкальный; его строки виртуозно интонированы в эвфоническом плане. Они выстроены на цвете и на звуке (на волшебном единении цвета и звука). От стихотворений Евгения Чигрина создается почти физическое ощущение ранней весны.
Самое время поговорить о жанре этих стихотворений. Жанр у них — у всех — один и тот же, древний и распространенный; тот самый жанр, который поначалу назывался «элегия», а теперь зовется «медитация». Стихи Чигрина, в которых есть хоть какие-то привязки к биографии автора — это элегии; стихи, в которых таковых нет — медитации (а вообще-то «элегия» и «медитация» — один и тот же жанр лирики с некоторыми малосущественными отличиями-вариациями).
…Поэт пребывает на морском побережье (или на арабском базаре, или перед картиной художника, или с раскрытой книгой в руках) и вспоминает, вспоминает, вспоминает. В пестром калейдоскопе вращаются ассоциации, картинки, имена, экзотические слова, сливаясь в единый хмельной водоворот…
 
Табачок ли, кофе, джаботикаба,
Да Цейлона дух в тепловатом ветре —
Вот такая тянет абракадабра,
Да болеет луч в сумеречном спектре,
Ибо свет крошится: драконит Север,
Ибо смысла мало: в строфе ли, в жизни?
И легко представить фрегат ли, сейнер,
Корабельщиков золотой отчизны.
…………………………………………....................
И фрегат ли? Джонка? Огни Коломбо?
Все смешалось-спуталось-завязалось…

(«Джаботикаба»).
 
Чего (единственного) мне не хватает в стихах Евгения Чигрина — так это динамической структурности. То есть сюжета.
Сюжет — не всегда атрибут эпического (либо драматического) искусства. Возможен лирический сюжет — запечатленные в тексте движения души лирического героя. Если в конце стихотворения герой не таков, каким он был в его начале, это — показатель лирического сюжета.
Стихотворения Чигрина — (все же) статичны. Ибо статичен их лирический герой: он почти не меняется в пространстве текста, с ним ничего не происходит (помимо воспоминаний и рефлексий — подвижных, но довольно ограниченных в характере своих движений). Вообще статичность — заданный, изначальный, я бы сказал, родовой риск элегии; всякий поэт-элегик должен отдавать себе отчет в этом. Евгений Чигрин, кажется, это понимает и пытается бороться с рисками статичности, сознательно применяя перепады лексического напряжения. В его стихах — рядом с массой экзотизмов и возвышенных архаизмов — всенепременно присутствуют слова из сниженного ряда (в первую очередь — жаргонизмы). «Мура и липа», «на стреме», «друган», «перо под бок» (apro pos: «перо» вставляют «в бок» или «под ребро», а не «под бок»), «прибабахи», «не расчухать», «стопарь», «бухло», «вмандаринишь», «отваливай», «кореш» (и так далее); в начале одного стихотворения даже появляется эвфемистическое «мля». Все эти «грубости» аккуратно инкрустированы в стихи (в примерной пропорции: по одной «грубости» на один стишок). Наверное, автор таким образом избывает отсутствие динамики на уровне лирического сюжета — чегрез внесение броского контраста на ином лексическом уровне. Однако к этому контрасту быстро привыкаешь.
Но зачем я придираюсь?
Если в поэзии Чигрина нет чего-то, значит сие «что-то» не предусмотрено ее природой.
Существует много вещей, сотворенных, как говорят дети, «для красоты». Вот и стихи Евгения Чигрина — умные, глубокие, драматические, личностные, содержательные — для красоты.
Они (по преимуществу) справляются с данным своим назначением. Они удивительно красивы.
 
Флибустьером за черной музой,
Рыбаком Галилеи за…
В оболочке таких иллюзий —
В неслучайные чудеса.
Там экзотика полным цветом:
Крабы в камешках… Сундуки…
(Это тянет пиратским бредом,
Это Флинт закоптил мозги.)
Там прибежище осьминога,
Здесь зверек шевелит песок?
Это все — прибабахи Бога,
Или — проще — Восток, Восток…

(«Бухта»).
Просмотров: 426 | Добавил: leon | Теги: Евгений Чигрин, сборник стихотворений, Кирилл Анкудинов, Погонщик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Социальные сети
С Новым годом!
А. Сигида "Домой"
Вячеслав Пасенюк
Юлия Броварная
Мини-чат
300
ЛенКа Воробей
Владимир Оболонец
Новости сайта
[26.05.2013]
С днём рождения, Вячеслав Васильевич! (0)
[22.05.2013]
С днём рождения, Оля! (1)
[27.04.2013]
С днём рождения, Аня! (0)
[25.04.2013]
С днём рождения, Людмила! (0)
[24.02.2013]
С Днём рождения, Саша! (1)
[23.02.2013]
С праздником, мужики! (1)
[31.12.2012]
С Новым годом, друзья! (0)
[22.12.2012]
Головний поетичний конкурс Вінниці виграла "дюймовочка" з Донецька (0)
[11.11.2012]
С Днём рождения, Борис Павлович! (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Запись на автоответчик (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Пограничное (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Между строк (3)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Сказка на ночь (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Ещё чуть-чуть (2)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Tonadilla для (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Расклад (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Чувство воздуха (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Два билета на (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Ты не думай (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Апельсиновое мыло (1)
Борис Жаров
Игорь Жданов стихи
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Борис Чичибабин
Поёт Юрий Нечаев
Новый СТАН
Влад Клён Одиночество клён Поэт Александр Сигида Атамановка Сигида Александр книга земли Вячеслав Пасенюк Гонтарева Людмила Сигида Алекандр Людмила Гонтарева Пасенюк Вячеслав Анатолий Грибанов Марк Некрасовский Сергей Бледнов Геннадий Сусуев Чёрный Сергей Сонет бессонница без женщины проза Дикое Поле Лирика Александр Рак Грибанов Анатолий симферополь Рак Александр молния украина Аня Грувер ненька стансы эссе повесть миниатюры пустота кубометр осень Грувер Аня август поэма весна аутопортрет Бледнов Сергей за миг до вечности Сусуев Геннадий Блажэнный Вадим Сергей Синоптик Чичибабин Борис Синоптик Сергей письмо вечер сны Столицын Николай Хубетов Александр лето Жданов Игорь Бильченко Евгения Смирнова Анастасия Ткаченко Юрий Стихи Начало зима дождь птицелов Некрасовский Марк время баллада полночь Слово Матвеева Марина Возвращение Город Дорофеев Виталий любовь занимательные ретроспекции занимательная эсхатология тяжёлое дыхание на два голоса паломник речи Колыбельная эсхатология бог Сашка вечность алиса Господь Гирлянова Ирина июль брут Перехожий Слава Винница Леонид Борозенцев Лирики+ сетевая поэзия Лирики Transcendenta Борозенцев Леонид Баранова Евгения Позднякова Альбина
Николай Столицын
Николай Столицын
Архив записей
Веня Д'ркин
Веня Д'ркин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поёт Стас Баченко
    Каталог сайтов
    WOlist.ru - каталог сайтов Рунета
    Ресурсы коллег
    Кнопки
    Наши ресурсы
    Видеоканал 2
    Наши ресурсы
    Статистика
    Наши ресурсы
    Счётчик Mail.ru
    Время жизни сайта
    Счётчик от Яндекса
    Яндекс.Метрика
    Пользователи
  • tpavlova-v
  • dinicamet1981
  • aluk24
  • saratoff
  • BOPOH
  • picupsuk
  • prezident
  • 10fru
  • Chuangzhi
  • Doma
  • Волчица
  • zora40
  • egor-kulikov185
  • Tatka
  • yakolumb99
  • Версенев
  • Surnenko
  • tuncelov
  • Gribmund
  • slovoblyd
  • janegolubenko
  • Тунцелов
  • Jen
  • Master
  • leon
  • girlyanova
  • JazzCat
  • Stolitsin
  • Бронт
  • Alhub
  • VROOOM
  • Gontareva
  • lasic
  • Batika2
  • chornysv1
  • © Чего же ради
    Copyright MyCorp © 2020 |