Воскресенье, 28.04.2024, 10:58
Приветствую Вас Гость

ЧЕГО ЖЕ РАДИ. НОВЫЙ СТАН

Главная » 2012 » Март » 30 » Михаил Путник. Эссе "Методика...". Новизна
21:46
Михаил Путник. Эссе "Методика...". Новизна

Данный текст используется в качестве справочника при анализе подробных критических разборов сетературных текстов по п. 2.5 (Новизна) модифицированной методики Альтова.

Данный пункт методики – наиболее сложен для «начинающего рецензента» в рамках критического разбора текстов, ежели, как говорится, «чукча – не читатель, чукча – писатель». Последнее в сетературной среде - к огромному сожалению – практически норма. Но тут уж ничего не попишешь. Или – есть багаж знаний, обусловленный многолетней практикой разнообразного чтения, или – оного багажа нет.

А отсутствие оного багажа, кстати, и определяет тот факт, что практически ни один из сетературных текстов не удовлетворяет критерию «новизны». Наличие таковой новизны – редкость необычайная. Ещё более редкая, чем чистая «художественная находка».

Представленные ниже количественные оценки используются при анализе «бумажных произведений», то бишь прошедших горнило корректуры, редактуры и художественного совета. В данном тексте (для сетераторов) приведены – для примера. И для ориентировки:

1 балл – тема (идея) использована повторно "одно к одному" или перекрывается более ранней и более полной реализацией (в другом произведении, в целом ряде произведений).

2 балла – прототип изменен, но нет качественно новой ситуации.

3 балла – прототип изменен так, что появилась качественно новая ситуация.

4 балла – новая ситуация, не имеющая близких прототипов в фольклоре, литературе и т.д. и т.п. Такая идея (тема, ситуация) может служить прототипом для идей (тем, ситуаций) 2-го и 3-го уровней.

Увы. Всё уже сказано до нас. Как сие ни прискорбно. Отсылаю любопытствующих к статье Википедии "Плагиат". Боже упаси - никоим образом из сего отсыла не следует каких-либо обвинений кого-либо в каких-либо грехах. Как раз - наоборот. Всего одна цитата из оной Википедии:

«…Древний мир был чуток к авторской славе, но при этом разрешал заимствования довольно широко. Свободно пользовались трудами предшественников историки и географы, даже такие, как Геродот (делавший заимствования из Гекатея), Диодор Сицилийский, Плутарх. Вергилий горячо жаловался на плагиат в знаменитом «Sic vos non vobis», хотя сам разрешал себе в этом отношении многое: Макробий в 6-й книге «Сатурналий» собрал довольно много отдельных стихов, позаимствованных Вергилием у Энния и Лукреция. Александрийскому философу Латину приписывают два исследования о плагиате у Софокла и Меандра…».

Истоки популярности крылатой фразы "Античность - детство человечества" - вполне очевидны. Пока сверхценности золотого тельца не вытеснили из коллективной души человечества наивное желание чисто по-детски подражать хорошему, о плагиате и речи быть не было. Главное, чтобы текст - в конечном итоге - нравился читателем. Проблемы возникли именно тогда, когда выяснилось, что нравиться должен - в первую голову - как раз сам писатель.

После же Античности помимо всего прочего – с точки зрения самих авторов – проблема плагиата, ежели так можно выразиться, «повернулась боком», исказилась до неузнаваемости с учётом упомянутого уже золотого тельца. Из конкретики богатейшего цитатного пространства в обоснование оного утверждения приведу всего одну фразу Гёте:

«…Когда видишь большого мастера, обнаруживаешь, что он использовал лучшие черты своих предшественников и что именно это сделало его великим…».

Вот это вот глобальное заблуждение сетераторов по поводу «…когда видишь БОЛЬШОГО МАСТЕРА, обнаруживаешь, что он использовал лучшие черты своих предшественников…» и определяет реальное положение дел с новизной в сетературе. Суть подменяется формой. Самым пошлейшим образом. Почти поголовный дилетантизм сетераторов и отсутствие упомянутого уже «читательского багажа» формируют извращённое представление о «заимствовании идей» - в свете «…большого мастера, использующего…». А между тем оный «большой мастер» - ИМЕЕТ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ БАГАЖ, и «багаж» - вполне приличный! У оного большого мастера отношение к заимствованию – ОСМЫСЛЕННОЕ, БЕЗ ПРЯМОГО КОПИРОВАНИЯ.

А сетератор оными «глупостями» себя не утруждает. «…Чукча – не читатель, чукча – писатель…». Раз не помню, не читал – значит МОЁ!. Глубочайшее заблуждение! Возражения по поводу последнего восклицания приму только в одном случае: ежели автор документально подтвердит факт того, что детство прошло в одиночной камере, без школы, телевизора, радио, книг, без общения со сверстниками. Ибо человеческая психика имеет весьма характерную особенность "прятать" до поры "всплески здравого смысла" с тем, чтобы в нужное время выдавать их по мере необходимости.

Оная лживая мысль («моё!») – всего лишь следствие неверного истолкования «сигналов подсознания. Ибо – повторюсь: «…Увы. Всё уже сказано до нас. Как сие ни прискорбно…».

И вот тут принципиально важно различие в отношении к «заимствованию». Ежели автор принимает упрёки в «непредумышленном плагиате» – то не всё потеряно, можно беседу длить. А ежели вопиет типа «сам всё придумал, сам, сам!», то это – увы - клиника. Полная неадекватность восприятия. Усугублённая, к тому же, рецидивами мании величия.

Тем более, что суть-то воплей авторских в 99% случаев заключается в банальном речетативе: "...Не читал, не читал, ничего этого я не читал, сам всё придумал, всё сам. И этого автора - не читал, и этого произведения - не читал, ничего - не читал, сам всё придумал, сам...". Находят же люди - чем гордиться, прости Господи.

А для потенциального рецензента – естественно – существует две крайности: полной информативности ответа и практически нулевой информативности. Не скажу, что оная нулевая информативность приветствуется и поощряется, но – довольно часто – найти за ограниченное время ссылку на конкретную цитату для того, чтобы подтвердить свою аргументацию – весьма сложно. Нужно пытаться избегать. По возможности.

Примеры:

Пример 1. Полная информативность аргументации.

КОНКРЕТНЫЕ ИМЕНА, НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРЯМЫЕ ЦИТАТЫ

«…тут же вспоминаются «Купола» Высоцкого:

Душу, сбитую утратами да тратами,

Душу, стертую перекатами,-

Если до крови лоскут истончал,-

Залатаю золотыми я заплатами -

Чтобы чаще Господь замечал.

Ежели Высоцкого – мало, есть ещё Муса Джалиль, Юрий Визбор.

Правда – надо отдать должное объективности: «заплаты на душе, чёрным по белому» - у этих авторов нет. Тогда – Наталья Пискунова. Не классик, но – на слуху, и совпадение – почти полное:

«…Как пред лампадами Бога молила

Белыми выштопав

Душу заплатами

В чертово черное Смело входила…».

Пример 2. Интуитивная аргументация с "отсроченной руганью".

ПРЕДЛОЖЕНИЕ «ОСПОРИТЬ» МНЕНИЕ, не подтверждённое документально

«…Новизна отсутствует.

Упомяну всего одну книгу Радзинского: «Наполеон: жизнь после смерти». Ибо о «царе-старце» написано столько и литературы и макулатуры, что и говорить об том – нечего.

Будем спорить?..»

Хотя, существует и ещё одна возможность, но её правильнее было бы именовать «разновидностью» второй крайности – «практически нулевой информативности». Можно сослаться на собственную лень применительно к процессу подбора адекватной аргументации, заявив что-то вроде «Но, естественно, таковых "свидетельств" – мало. Не настаиваю, типа».

Пример 3. Интуитивная аргументация с "посыпанием головы пеплом".

ПРЕДЛОЖЕНИЕ «НЕ ОСПОРИВАТЬ» ничьих МНЕНИЙ.

«…Новизна - почти отсутствует.

Почему «почти»? Потому что доказательная база – не очень весома. Встречал схожий сюжет – сотни раз. Начиная с фильма времён школьных лет. Нашлись в архиве документы на орден солдату. Нашли и солдата. И выяснилось, что – фриц он, а не наш, советский. Правда – фольксдойче, не чистокровный ариец. Присвоил он в конце войны чужие документы. Почему помню так долго такие детали? Фраза в фильме – крутая была , слезу прошибающая. Типа, следователь ему говорит (после того, как разобрались, что не шпион): «А что же ты награду-то не берёшь?». И тот ему отвечает: «А для меня его имя – уже награда. Других – не надо».

Но, естественно, таковых "свидетельств" – мало. Нужны факты, прямые ссылки. В противном случае – голословно. И бездоказательно.

Но - лень. Честное слово – лень. Данный «критический разбор» - уже и так по размеру превысил «оцениваемый» текст…».

Естественно, и для «полной информативности» - существует масса всяческих вариантов, затрагивающих помимо собственно новизны темы либо идеи проблематику сюжетную, «антуражную» и т.п.


Пример 4. Полная информативность аргументации применительно к стилю изложения.

КОНКРЕТНЫЕ ИМЕНА, конкретизация ПРИЁМОВ АВТОРСКОГО СТИЛЯ

«… Новизна отсутствует.

Сразу же бросается в глаза «прогиб под Василия Головачёва». Оные Pascal Mourgue, Alberto Guardiani, Scudi, а также подробнейшие живописания запахов парфюма ЛГ, блюд, которые оный ЛГ поглощает в шикарных ресторанах – фирменная фишка. Чужая фирменная фишка. Фишка Василия Головачёва. Вероятность же того, что среднестатистический читатель не заметит кражи – равна нулю. Вася – мэтр, один из «королей книжных развалов», у него миллионные тиражи.

А на стандартное возражение типа «…да я даже не читал этого Васю!...» ответствую не менее стандартно: «…И очень даже зря…». Тот факт, что фразу «чукча – не читатель, чукча – писатель» подавляющее большинство авторов доводит до маразма – абсолютно никак и ничем оное подавляющее большинство НЕ ОПРАВДЫВАЕТ. Потому как НАДО ЧИТАТЬ. Увы. НАДО. МНОГО и РАЗНООБРАЗНО.

Сам же сюжет как таковой – не использовал в послеперестроечное время только ленивый. Даже не так: паталогически ленивый…»

Пример 5. Полная информативность аргументации применительно к «сюжетным заимствованиям».

КОНКРЕТНЫЕ ИМЕНА, конкретизация ВТОРИЧНОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ СЮЖЕТА

«…Новизна отсутствует.

Увы, но Роберт Асприн в его мифологической серии книг описал всё то же самое, но гораздо ярче, сочнее, образнее, убедительнее, интереснее. Увы, сие не просто – подражательство, а – жалкая перепевка. Жалкая.

Путешествие между мирами ученика (учеников) мага, обнаружение (почти случайное) невиданных способностей к магии у совершенно не относящегося к цеху профессиональных магов человека – боже правый, сколько сотен раз оная схема уже реализована в сотнях же разнообразнейших книг – уже после «мифической серии» Асприна! А Кристофер Сташеф с его чародейским Грамарием, где в конце концов самым могущественным магом оказывается обыкновенный официал, встретивший своего доппельгангера, про которого вся Вселенная «почти что знала», что оный лорд – в отличие от официала и есть величайший из магов? А Посланник Головачёва – самый что ни на есть рядовой обыватель, что - в итоге – с лёгкостью колеблющий лепестки Шаданакара?

А «крылатые коровы» - из «Приключений Алисы»?

А гневные «петарды» Геранда Князю по поводу «бедного ребёнка, заподозренного в колдовстве»? В чём отличие оных - от стенаний Герцога Атридеса в адрес Императора и ведьм Бене Гессерит, планировавших использовать наследника в качестве Квизац Хадераха?

Список можно длить и длить.

Увы, но – ничего «своего». Всё – вторично. Всё – уже было. Но в том то и дело, что первоисточники, увы – повторюсь: «…гораздо ярче, сочнее, образнее, убедительнее, интереснее…».

В том-то всё и дело…»


ЕЩЁ РАЗ: речь не идёт о плагиате в прямой постановке вопроса. Всё гораздо тоньше и сложнее. И тем не менее: новизна, как таковая – важнейший фактор оценки любого сетературного текста. Отсутствие новизны – не есть грех. В рецензиях литературных, то бишь профессиональных, сплошь и рядом встречаются фразы вроде «…из такого банальнейшего сюжета автор сотворил такую привлекательную во всех прочих смыслах вещицу…».

Но оценивать оную новизну – увы – ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Ибо без оной оценки вся собственно интегральная рецензия-оценка текста – односторонне субьективна. Предвзята. Лжива.

Увы

Если же речь заходит о плагиате ТИПИЧНЕЙШЕМ, то какие-либо оценки – неуместны в принципе. В таковом случае вместо собственно критического разбора на-гора выдаётся что-то вроде:

«…В представленном тексте «Террорист»:

«…Руслан с величайшими предосторожностями вышел из своей полуподвальной квартиры и тщательно запер за собой дверь. Но тут его напряженные нервы не выдержали, он бросился вверх по лестнице, споткнулся о выщербленную ступеньку и замер, с трудом держась на вдруг ослабевших ногах. Он шумно дышал, пытаясь справиться с охватившей его паникой.

- Спокойно! Спешить некуда.

Справившись с волнением, он вернулся к запертой двери и проверил, сработал ли мощный запор. Он, было, сунул ключ в карман, но тут же, недобро усмехнувшись, вынул его и бросил в мусоропровод. Ключ ударился о трубу, и еле слышно звякнул в глубине…».

А в 1978 году в альманахе фантастики было опубликовано произведение Роберта Абернати «Человек против Города» (перевод с английского):

«…Человек с величайшими предосторожностями вышел из своей полуподвальной комнаты и тщательно запер за собой дверь. Но тут его напряженные нервы не выдержали, он бросился вверх по лестнице, споткнулся о выщербленную ступеньку и замер, с трудом держась на вдруг ослабевших ногах. Он шумно дышал, пытаясь справиться с охватившей его паникой.

Спокойно! Спешить некуда.

Справившись с волнением, он вернулся к запертой двери и проверил, сработал ли мощный запор. Он было сунул ключ в карман, но тут же, недобро усмехнувшись, вынул его и бросил в водосток. Ключ ударился о решетку, отскочил и, поблескивая, остался лежать на бетоне…».

Просьба к администрации сайта: разберитесь с оным пренеприятнейшим фактом…»

***

Так что, вот - примерно - вот так вот. В таком, вот, разрезе


Просмотров: 501 | Добавил: chornysv1 | Теги: эссе, Михаил Путник, Методика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Социальные сети
С Новым годом!
А. Сигида "Домой"
Вячеслав Пасенюк
Юлия Броварная
Мини-чат
300
ЛенКа Воробей
Владимир Оболонец
Новости сайта
[26.05.2013]
С днём рождения, Вячеслав Васильевич! (0)
[22.05.2013]
С днём рождения, Оля! (1)
[27.04.2013]
С днём рождения, Аня! (0)
[25.04.2013]
С днём рождения, Людмила! (0)
[24.02.2013]
С Днём рождения, Саша! (1)
[23.02.2013]
С праздником, мужики! (1)
[31.12.2012]
С Новым годом, друзья! (0)
[22.12.2012]
Головний поетичний конкурс Вінниці виграла "дюймовочка" з Донецька (0)
[11.11.2012]
С Днём рождения, Борис Павлович! (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Запись на автоответчик (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Пограничное (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Между строк (3)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Сказка на ночь (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Ещё чуть-чуть (2)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Tonadilla для (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Расклад (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Чувство воздуха (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Два билета на (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Ты не думай (1)
[10.09.2012]
ЛенКа Воробей. Апельсиновое мыло (1)
Борис Жаров
Игорь Жданов стихи
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Борис Чичибабин
Поёт Юрий Нечаев
Новый СТАН
Влад Клён Одиночество клён Поэт Александр Сигида Атамановка Сигида Александр книга земли Вячеслав Пасенюк Гонтарева Людмила Сигида Алекандр Людмила Гонтарева Пасенюк Вячеслав Анатолий Грибанов Марк Некрасовский Сергей Бледнов Геннадий Сусуев Чёрный Сергей Сонет бессонница без женщины проза Дикое Поле Лирика Александр Рак Грибанов Анатолий симферополь Рак Александр молния украина Аня Грувер ненька стансы эссе повесть миниатюры пустота кубометр осень Грувер Аня август поэма весна аутопортрет Бледнов Сергей за миг до вечности Сусуев Геннадий Блажэнный Вадим Сергей Синоптик Чичибабин Борис Синоптик Сергей письмо вечер сны Столицын Николай Хубетов Александр лето Жданов Игорь Бильченко Евгения Смирнова Анастасия Ткаченко Юрий Стихи Начало зима дождь птицелов Некрасовский Марк время баллада полночь Слово Матвеева Марина Возвращение Город Дорофеев Виталий любовь занимательные ретроспекции занимательная эсхатология тяжёлое дыхание на два голоса паломник речи Колыбельная эсхатология бог Сашка вечность алиса Господь Гирлянова Ирина июль брут Перехожий Слава Винница Леонид Борозенцев Лирики+ сетевая поэзия Лирики Transcendenta Борозенцев Леонид Баранова Евгения Позднякова Альбина
Николай Столицын
Николай Столицын
Архив записей
Веня Д'ркин
Веня Д'ркин
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поёт Стас Баченко
    Каталог сайтов
    WOlist.ru - каталог сайтов Рунета
    Ресурсы коллег
    Кнопки
    Наши ресурсы
    Видеоканал 2
    Наши ресурсы
    Статистика
    Наши ресурсы
    Счётчик Mail.ru
    Время жизни сайта
    Счётчик от Яндекса
    Яндекс.Метрика
    Пользователи
  • tpavlova-v
  • dinicamet1981
  • aluk24
  • saratoff
  • BOPOH
  • picupsuk
  • prezident
  • 10fru
  • Chuangzhi
  • Doma
  • Волчица
  • zora40
  • egor-kulikov185
  • Tatka
  • yakolumb99
  • Версенев
  • Surnenko
  • tuncelov
  • Gribmund
  • slovoblyd
  • janegolubenko
  • Тунцелов
  • Jen
  • Master
  • leon
  • girlyanova
  • JazzCat
  • Stolitsin
  • Бронт
  • Alhub
  • VROOOM
  • Gontareva
  • lasic
  • Batika2
  • chornysv1
  • © Чего же ради
    Copyright MyCorp © 2024 |