Нечервонеющий
Бузина и бузящий Червоний — кто правее?
Казалось
бы, кто мы такие, чтобы защищать Шевченко?!
Или Моцарта, Шекспира... А вот перестань
мы все, чьих имен даже собственные
потомки не сохранят, перестань мы слушать
Моцарта, читать Шекспира — и что останется
от безусловных величин, от вершин
человеческого (то есть и нашего тоже!)
духа?
Но
ведь Червоний, который, надо думать,
никогда в жизни не краснел от стыда,
равно и «партийные деятели», его
покрывающие, не Тараса защищают, не
святые строки «Кобзаря», а надевают на
себя все ту же безотказную личину
защитников, которые не остановятся ни
перед чем, пожертвуют многим и многими
ради непорочной (безжизненной?) белизны
национальных символов и т.п.
Им
с Олесем Бузиной одна цена: один хулиганит
пером, другой — кулаком, — вот и все
отличия. И тот, и другой нуждаются в
нечистой славе, ибо честной, добросовестной
им вовек не заслужить...
Странно
читать, ей-богу, высокоумные рассуждения
о десакрализации, о «специфичной форме»
бузиновских литературоведческих студий,
дескать, это эпатажная форма творческого
поиска. Что ж, пусть бы пан Олесь порылся
в своих семейных хрониках и раскопал
бы у своих предков те комплексы и
отклонения от нормы, которые он с такой
настырностью и изощренностью выискивает
у тех, кто уже не принадлежит своему
имени, не вмещается в нем. Разве тот
Пушкин, что жил с 1799 по 1837 годы равен
тому Пушкину, которого мы знаем? Неужели
мы, как личности и как общество в целом,
выиграем больше, если опустим наших
гениев до нашего уровня?
Что
тут может сделать государство? И без
того уже столько отрегулировавшее в
нашей культуре за двадцатый век! Как
страна, которая не доросла до «Заповіта»,
может защитить его автора?
Идеалы
нации или права личности... Идеалы
независимого государства или право на
свободное выражение взглядов... На ум
приходит: если слон с китом столкнутся,
кто кого поборет?
Не
«или», а совсем другой союз тут надобен.
Нет нации (не говоря уже о ее идеалах),
если личности лишены в реальности своих
основных прав. Нет независимого
государства, кроме как в головах его
чиновников, если нет права на свободное
выражение взглядов. Но нечервонеющий
Бузина и бузящий Червоний — эти-то здесь
при чем?
Я
обязательно в таких случаях беру и
перечитываю «Кобзарь» — назло героям
нашей бульварной злободневности. Может
быть, такой же будет реакция многих
читателей «Дня». Чем чаще мы это станем
делать и приобщать к тому же знакомых
и близких, тем недоступнее будет наш
(НАШ!) Тарас и для Бузины, и для Червони.
|