Мракобесие
«мёртвой литературы»
агрессивно.
Оно
достаточно организованно,
чтобы открыто насаждать свои идеи,
пользуясь поддержкой со стороны
тоталитарных режимов, элит, деятелей
всех мастей, пропагандируют сфабрикованные
штампы – на грани примитива и пошлости…
«Свобода
слова», «свобода самовыражения» – вот
те ценности, на которые ориентируется
демократическое общество. Печально,
что в наше замечательное время «творческое
состояние» становится синонимом
ненормальности.
Парадоксально,
но «живая литература»
развивается при любых условиях. Рукописные
тексты существуют в таких количествах,
что давно можно говорить о «литературной
революции»; т.е. пора честно, и открыто
сказать, что своеобразный «книжный бум»
– удел оборотистых да ухватистых, а
настоящие таланты пребывают в состоянии
растерянности ожидания.
* *
*
А
вот еще парадокс: писатель без книг…
Ирина Гирлянова давным-давно заявила
о себе, как состоявшийся автор. А книг
– нет. Эпиграфом к рукописям служат
такие строки: «Поэзия заканчивается
тогда, когда осиянный божьей искрой
человек ищет как
издать, где издать, за что издать. Все
это мерзопакостно и пахнет торгашами
и прокисшим пивом».
Ирина
– по большему счету – права. Но от этого
не легче. Что делать конкретному автору,
у которого накопились горы рукописей?
Брать собственные вершины самостоятельно!?
Покорно ждать? Не знаю – не знаю. Мне
повезло – я прочел почти все написанные
рукописи.
Они
не оставят мне шанса,
Не
впишутся толком в стихи,
Слова
городского романса,
Влекомые из шелухи.
Горько…
История женщины, представленная в
стихах, позволяет автору говорить с той
силой откровенности и страсти, которая
близка каждому неравнодушному сердцу.
В
дремучий вечер никуда не деться.
В
разбитых снах ни ветра, ни огня.
Я
при себе оставлю только сердце.
Что
вы еще хотите от меня?
Поэт
одинок в этом… Создание собственного
мира – признак настоящего творца:
Расхристанны дороги до прогалин,
Вдаль
убегает лесополоса.
И
воздух чист, остер, великолепен
Как
благовест, воздетый в небеса.
В
этом мире витают высокие чувства, витают
высокие слова… Приход поэтической
весны сталкивается с холодом равнодушия.
Первоцвет никогда не увидит астру. Время
уходит. Если всем цветам создадут
тепличные условия.… Давайте помечтаем.
Я
не люблю зарезанные розы…
Погребально-поминальные
букеты. Никто не знает, по какому поводу
поминки, кого хоронят: Человека, душу,
стихи, любовь? Будем надеяться, что поэт
найдет в себе силы, расправит крылья,
поднимется над суетой, и мы сможем
услышать его голос. Хотя бы так:
Я
мертвой птицей буду каждой ночью
Распугивать пришедшие стихи.
* *
*
Поэзия
мертва,
Хотя
поэты живы.
– это
Геннадий Сусуев. Автор достаточно
известный, но, как мне думается,
по-настоящему непрочитанный. О чем эти
стихи? О жизни – во всех ее проявлениях
и предчувствиях. Вещество поэзии
рождается в живой атмосфере. Живущий
«под черным солнцем Мандельштама», поэт
находит литературно-исторические
сентенции и аллюзии в простейших, на
первый взгляд, вещах:
А
дождь идет слепой
По
пыльному перрону
Где
кашляют и По
Цитируют
вороны.
И
пусть «нам достались времена духовного
попкорна», автору близка эстетика
постмодернизма. Поэт, живущий в мире
искусства, видит красоту мира сквозь
призму художественных достижений.
Здесь
нет ни дальних и ни ближних,
Пылает
горн, гудят меха.
Я
не поэт, я – чернокнижник,
Влюбленный
в магию стиха.
Для
мрачных мыслей всегда можно найти повод.
Произведения рождаются благодаря,
а не вопреки.
Медную
солнца монету
Небо
застыло, подбросив:
Может
быть, выпадет лето?
Выпала
осень.
Слухи
о смерти литературы сильно преувеличены…
Произведения
живут в черновиках и рукописях.
Поверхностное прочтение чревато
предубежденностью и недоразумениями.
Авторский поиск – вещь замысловатая.
История
и литература – каждый раз – начинаются
с чистого листа. К достижениям можно
относиться по-разному: Их можно не
замечать, можно критиковать, а можно
(!?) отрицать... Иногда автору не достает
элементарной уверенности в себе. Слава
Богу, что существует текст
– Самостоятельная языковая единица,
благодаря которой лит. процесс не просто
существует, а – смеем утверждать –
развивается именно в области искусства.
Изобразительные средства, используемые
автором, опираются на мощный фундамент
мировой культуры. Геннадий Сусуев нашел
в себе силы, сумел донести свои произведения
до читателя. Неуважение к автору
предполагает какую-то реакцию. Чем он
может ответить?! Только своими текстами.
Атамановка
лето
2004
|